Удивительные воспоминания руководителя команды Формулы-1 о работе с Алонсо: «Дженсон не смог бы сделать» то, что сделал Фернандо

20 лет назад Фернандо Алонсо участвовал в захватывающем чемпионате с Кими Райкконеном , и молодой инженер по шинам с блестящим будущим собирался присоединиться к команде Алонсо Renault.
Аяо Комацу получил свой перерыв в Формуле-1, работая в испытательной команде BAR-Honda в эпоху высоких расходов, когда ведущие организации, поддерживаемые производителями, имели две непрерывно работающие аэродинамические трубы и полностью укомплектованные испытательные отряды, работающие параллельно с гоночной командой в течение всего сезона. Это включало в себя его работу с такими людьми, как Дженсон Баттон , Такума Сато и тест-пилот Энтони Дэвидсон .
В 2005 году восходящая траектория BAR-Honda была прервана скандалом, связанным с дополнительным топливным баком, из-за которого команда была дисквалифицирована из Гран-при Сан-Марино и отстранена от участия в двух дальнейших гонках. В конце сезона Комацу изменился, перейдя в команду Алонсо Renault и работая с самим недавно коронованным чемпионом мира.
Чемпионство Баттона, а точнее, его первая победа в Гран-при, в тот момент было ещё впереди. Для Komatsu работа с признанным мастером стала ценным опытом.
«Тогда я был инженером по шинам в испытательной команде», — сказал Комацу журналистам во время уик-энда Гран-при Нидерландов 2025 года.
«Но годом ранее я работал в BAR Honda, выполняя ту же работу, в основном с такими людьми, как Дженсон Баттон. Энтони Дэвидсон тоже там был.
«Когда я пришёл в Renault в 2006 году, мы, конечно, первоначально подбирали шины вместе с тест-пилотами. Но окончательное согласование, зачастую, мы делали с гонщиками, особенно с Фернандо.
«Он просто другой уровень. Совершенно другой уровень. Он знает, что если дать ему эту шину и сказать: «Хорошо, нам нужно, чтобы ты проехал, скажем, 18 кругов. Последние три круга я хочу ехать в таком темпе , но полностью изнашивать шину к следующему кругу».
«Дженсон не смог бы этого сделать. Ни за что на свете. Он действительно не смог бы. Вот тогда я понял, что есть предел, даже для гонщика Формулы-1... Фернандо, я не знаю, как он это делает.
«Он знает, сколько осталось шин, поэтому едет на определённом уровне, и последние три круга он просто бьёт: бах, бах, бах. На втором круге — шина сломалась.
«Это был совершенно другой уровень. И я подумал: „Вау, это чемпион мира“. Это стало для меня огромным открытием. Работать с ним было одно удовольствие, это было потрясающе».
Найти опору, когда другие не могут
Помимо способности точно оценить запас прочности резины на сухой поверхности, Алонсо также преуспел в определении точного уровня сцепления при переходе с мокрого на сухое покрытие и обратно. В Komatsu особо отметили Гран-при Китая 2006 года, победу в котором одержал Михаэль Шумахер на Ferrari , обутой в шины Bridgestone , как пример уверенности Алонсо в использовании резины Renault Michelin.
«В Шанхае он Алонсо решил заменить слики, — сказал Комацу. — Мы все думали, что ещё слишком рано. Но он может заставить это сработать».
«Он из тех гонщиков, которые уверены в состоянии машины и шинах — сразу после старта с пит-лейна он может выжать из них максимум, чтобы сдвинуться с места. Это было потрясающе».
«Но затем мы заехали на пит-стоп его напарника Джанкарло Физикеллу, не помню, было ли это кругом позже, двумя кругами позже, условия были гораздо лучше. Но он [Физикелла] просто был немного более осторожен на выезде с пит-лейна.
«Потом он просто не смог вернуться на позитивную спирали. Он потерял так много времени».
Это воспоминание немного сдержанное, поскольку к тому моменту Алонсо уже восстанавливался после того, как Renault приняла решение установить новые промежуточные шины на переднюю ось только во время первого пит-стопа Фернандо. Это, а также заклинившая гайка крепления колеса, когда он перешёл на слики, поставили крест на шансах Алонсо на победу.
Физикелла лидировал и остановился шестью кругами позже, но уступил лидерство Шумахеру из-за слишком осторожного входа в первый поворот на своём первом круге. К концу гонки Алонсо отыграл 10-секундное отставание и обошёл напарника, заняв второе место.
Способность Алонсо читать гонку — не только то, что происходит непосредственно вокруг него, но и в остальном — ярко проявилась во время Гран-при Канады, где Фернандо опережал Райкконена на 25 секунд на последних минутах, когда Жак Вильнёв врезался в «Стену чемпионов» на выходе из 13-го поворота.
«Он просто сказал нам: „О, приготовьтесь, сейчас будет машина безопасности“», — сказал Комацу. «Мы понятия не имели, как он это узнал. А позже он рассказал нам, что лидировал в гонке, ему стало скучно, и он смотрел гонку на больших экранах».
«Он увидел этот огромный шунт и знал, что мы его не заметили. Поэтому он просто сказал нам. Сколько у вас осталось резервной мощности?»