Эдриан Ньюи: Авария Сенны изменила меня

Это было одно из самых знаковых событий в истории спорта, момент, навсегда изменивший Формулу-1. Эдриан Ньюи позже рассказал, как на него повлияла гибель Айртона Сенны в Имоле в 1994 году.
Эти выходные автоспорт не забудет никогда. Болельщики по всему миру, всё ещё не оправившиеся от гибели Роланда Ратценбергера во время квалификации Гран-при Сан-Марино, с ужасом наблюдали, как «Уильямс» Айртона Сенны внезапно вылетел с трассы, занесло вправо и на шестом круге врезался в ограждения «Тамбурелло».
Эта авария имела множество последствий для спорта, не только с точки зрения безопасности, но и с точки зрения прибыли. Это был поворотный момент в истории Формулы-1.
Человек, спроектировавший автомобиль, в котором погиб легендарный бразилец, наблюдал за аварией с пит-стопа. Он уже проектировал победные автомобили для Williams, а затем добился дальнейших успехов с McLaren и Red Bull.
«После аварии все мои оставшиеся волосы выпали. Это изменило меня физически», — рассказал он газете Guardian спустя 16 лет после того памятного дня. «Это было ужасно. Мы с Патриком Хедом по отдельности размышляли, хотим ли мы продолжать заниматься автогонками. Хотели ли мы заниматься спортом, где люди могут погибнуть в результате того, что мы создали? Во-вторых, была ли авария вызвана ошибкой или небрежностью конструкции? Затем начался суд».
После аварии Хеду и Ньюи были предъявлены обвинения в непредумышленном убийстве. «Судебный процесс был тяжёлым испытанием и дополнительным давлением, — признаётся он, — но он не заставил меня усомниться в своём желании участвовать в «Формуле-1». Важен сам процесс самоанализа, а не обвинения».
На вопрос, рассматривал ли он возможность ухода из спорта, англичанин ответил утвердительно. «Это было невероятно тяжело для всей команды. Помню, на следующий день после гонки, в понедельник, который был выходным, некоторые из нас пришли, чтобы проанализировать данные и понять, что произошло. Это были тяжёлые недели».
Что касается того, когда ему наконец удалось снять с себя ответственность, Ньюи признаёт: «Правда в том, что никто никогда точно не узнает, что произошло. Нет сомнений, что рулевая колонка вышла из строя, но главный вопрос в том, сломалась ли она в самом столкновении или же стала причиной. На ней появились усталостные трещины, и она бы в какой-то момент вышла из строя. Нет сомнений, что это была очень неудачная конструкция. Однако все улики указывают на то, что автомобиль сошёл с трассы не из-за поломки рулевой колонки».
Когда его спросили, приблизился ли он после всех этих лет к разгадке истинной причины аварии, он ответил: «Правое заднее колесо, вероятно, прокололось из-за мусора на трассе. Если бы мне пришлось выбрать только одну наиболее вероятную причину, я бы выбрал её».