Почему нарушение правил Хэмилтона на Гран-при Нидерландов в Формуле-1 привело к штрафу в Монце

40
9 дней назад

 

Нет ничего необычного в том, что гонщики нарушают предгоночную рутину и получают за это наказание.

Сам Льюис Хэмилтон получил два штрафа в Сочи-2020 за то, что неверно истолковал инструкции тогдашнего директора гонки Майкла Маси относительно тренировочных стартов и провел их в месте, которое стюарды посчитали неподходящим, — и поэтому был вынужден отбыть два пятисекундных штрафа во время гонки.

В последние годы подобных примеров было больше, что делает воскресный штраф Хэмилтона особенным в том смысле, что стюарды объявили о своем решении только после гонки.

Что Хэмилтон сделал неправильно?

По сути, Хэмилтон был оштрафован за превышение скорости во время ознакомительных кругов, особенно на последнем повороте, на виражном участке, ведущем к стартовой решётке. В связи с особенностями трассы, перед началом гонки директор гонки Руй Маркеш информировал гонщиков и команды в своих официальных записках, которые выпускались перед каждым уик-эндом, что во время предгоночных процедур на световом табло № 18, расположенном рядом с выходом из последнего поворота, будет гореть двойной жёлтый сигнал. Это означало, что гонщикам необходимо было значительно снизить скорость и быть готовыми к остановке, как предписано правилами.

Согласно решению стюардов, Хэмилтон снизил скорость примерно на 20 км/ч по сравнению с тренировочными кругами, но этого посчитали недостаточным. Кроме того, он нарушил статью 44.1, которая «обязывает всех гонщиков, проезжающих более одного ознакомительного круга, проезжать по въездной дороге на пит-стоп» на «значительно сниженной скорости».

Стюарды отметили, что Хэмилтон уменьшил нажатие на педаль газа всего на 10–20% и затормозил на 70 метров раньше, что они посчитали недостаточным.

Однако эти инциденты произошли более чем за полчаса до старта, и теоретически время для принятия решения было. В таком случае Хэмилтон, скорее всего, получил бы 10-секундный штраф «стоп-энд-гоу», что рекомендовано в правилах FIA, опубликованных ранее в этом году для прозрачности.

Это именно то наказание, которое «предусмотрено» для водителей, игнорирующих сигналы двойного желтого флага, — именно за это нарушение Хэмилтон и расследовался, даже если это произошло во время предгоночной процедуры.

Почему наказание не было немедленным?

Интригующий вопрос заключается в том, почему стюарды ждали окончания гонки, чтобы вынести свое решение.

В своём официальном документе стюарды в Зандворте — Ниш Шетти, Мэтью Селли, Натали Корсмит и бывший гонщик Формулы-1 Педро Лами — пояснили: «Мы просмотрели доступную телеметрию в системе FIA. Мы также запросили у команды данные телеметрии. Всё это заняло некоторое время, и в результате принятие решения было отложено».

Судя по всему, на тот момент у стюардов просто не было достаточно информации, а сообщение Ferrari противоречило первоначальным данным FIA.

Поэтому вместо того, чтобы наложить на Хэмилтона 10-секундный штраф «стоп-энд-гоу», который пришлось бы отбыть вскоре после начала гонки и который лишил бы его любых шансов на результат, они решили дождаться окончания Гран-при, чтобы услышать мнение инженеров команды и изучить их данные.

Феррари вызвали в 17:05 по местному времени, примерно через полчаса после появления клетчатого флага. Только тогда стюарды сочли, что у них достаточно информации для принятия решения. Вместо того чтобы применить полный штраф, они приняли во внимание «смягчающие обстоятельства», а именно то, что Хэмилтон всё же снизил скорость, пусть и недостаточную.

Обычно, если гонщик не может выполнить «стоп-энд-гоу», это заменяется снижением на 10 позиций, согласно тем же правилам FIA. Но в данном случае стюарды сократили это количество до пяти. Хэмилтон также получил «всего» два штрафных балла в свою лицензию вместо обычных трёх за такое нарушение.

 

Недостаток запоздалого решения очевиден: если бы Хэмилтон получил штраф во время гонки в Зандворте, это не повлияло бы на его результат. Теперь же его уик-энд в Монце — первый в составе Ferrari — будет поставлен под угрозу.

 

0